Проектирование дома

В нашей стране разработано много типовых проектов домов для сел и поселков, но индустриальное производство типовых домиков развито недостаточно и на практике часто приводит к однообразию застройки. Строить дом так же быстро и дешево, но с более привлекательными индивидуальными качествами можно собственными силами. Подготовиться к строительству можно двумя способами: разработав проект сооружения или используя способ кооперации с архитектором-строителем. Оба эти варианта рассмотрены в данной главе. Собственный дом, его облик, архитектурное решение выражают идеи, способности, вкус, рукоделие и изобретательность хозяина. Для того чтобы разработать и осуществить собственную идею дома, следует познакомиться с методикой архитектурного проектирования, т. е. вплотную подойти к профессии архитектора (рис. 5.1, 5.2).

Процесс архитектурного проектирования оставляет реальные следы в виде эскизов, рабочих моделей, рисунков, раскрывающих движение мысли от замысла к исполнению. Для того чтобы проектировать, надо изобразить свой замысел. Рисунок или макет лучше всего передают идею сооружения. На этой стадии эскиз-идею можно передать для доработки в проектное бюро или, получив консультацию у специалистов, перейти к рабочим чертежам для строителей.

С момента отвода участка до оформления рабочей документации процесс архитектурного проектирования проходит ряд этапов, которые рассмотрены в данной главе:
• разработку программы задания на проектирование;
• поиск объемно-планировочных решений;
• эскизирование;
• моделирование.

Проект должен быть согласован с отделом районного архитектора, санэпидемстанцией, пожарной инспекцией и другими службами. В конце главы рассмотрены альтернативные методы строительства жилища, которые, однако, требуют присутствия архитектора на площадке.

Альтернативные варианты архитектурного проектирования и строительства частного дома

Важнейший принцип архитектурного проектирования — интеграция знаний различных научных, технических, художественных дисциплин. В процессе архитектурного творчества происходит взаимопроникновение научного и художественного методов освоения программы. Цель проектирования — создание модели (в широком смысле) объекта, обладающей соответствием объемно-пространственной и функциональной структур, целостной композицией и взаимосвязанностью с внешней средой. Проектная документация на жилой дом включает пояснительную записку, сметные расчеты и следующие чертежи: генеральный план участка, подземные конструкции здания и сети коммуникаций, планы этажей, разрезы, фасады здания, их фрагменты и узлы, план кровли, решения по санитарно-техническим и электромонтажным системам.

Стоимость разработки индивидуальной проектной документации составляет 5..20 % стоимости готового объекта. Строительство по типовому проекту обходится значительно дешевле, но при этом неизбежно теряется индивидуальность постройки. Однако если проектируется сразу небольшой комплекс из нескольких домов, то удельные затраты на проектирование можно сократить. Участие жителей в процессе проектирования и строительства может принимать самые различные формы: социологические анкеты, позволяющие уточнить программу, совместная разработка и оценка эскизов, строительство собственными силами. При непосредственном участии жильцов в процессе проектирования жилой комплекс не должен превышать 15 квартир. При коллективном взаимодействии неизбежно подчинение собственных интересов общественным, но это кажется вполне оправданным, если люди объединены общей идеей, например: совместное воспитание детей, биодинамическое (чистое) сельское хозяйство, сохранение окружающей среды, дешевое строительство, построение нового быта, использование новых технологий и т. п. В странах, где строительные потребности превышают возможности государства и кооперативов, практикуется разделение строительства на Два этапа: на первом этапе возводятся несущие конструкции домов или квартир с устройством кровли и сооружаются все инженерные коммуникации. Затем все остальные работы, включая отделку помещений, жители проводят без особых ограничений во времени. В этой системе возможно постепенное наращивание и модификация дома, начиная с одного-двух помещений в пределах первого этажа. Через год или несколько лет к жилым помещениям присоединяются бывшие веранды и постепенно осваивается второй этаж, который уже давно перекрыт крышей на первой стадии строительства. Недостроенная часть сооружения находит временное использование и соответствующую отделку.

Интересные примеры самовыражения в индивидуальном строительстве связаны с развитием в Европе интеллектуального движения «антропософии». Согласно этой концепции, жилая среда должна быть освобождена от прямоугольной однозначности, которая замыкает пространство вокруг человека в виде ящиков. Признавая такую форму трудновыносимой и неестественной для человека, сторонники этого направления провозглашают свободное формирование зданий, высоты помещений, отказ от решения пола в квартире в одном уровне. Эта идея накладывает отпечаток на формы здания, его силуэт и план. Примеры строительства в Эссене (Германия), Ярне (Швеция) удивляют необычной эстетикой и существенно отличаются от традиционной индустриальной архитектуры.

Новую трактовку известных канонов формирования жилища предлагает Кристофер Александер (США). В его книге «Производство домов» (1985 г.) подробно рассматриваются результаты строительного эксперимента, проведенного им в Мексике. В ходе эксперимента было осуществлено строительство комплекса жилых домов для семи семей, при этом само строительство было организовано как социальный процесс, в котором каждый может найти свое место, почувствовать гордость за результат своего труда. Каждый дом жилого комплекса проектировался в ходе строительства теми людьми, которые там собирались жить. Дома построены из глино-бетонных блоков, произведенных непосредственно на площадке; перекрытия сводчатого типа из монолитного ультралегкого железобетона сооружались на месте. Дома площадью 60..70 м2 обошлись в 3,5 тыс. долл. по ценам 1976 г. и были построены за одно лето.

Семь основных принципов нового строительного процесса не привязаны к конкретной технологии и относятся как к дорогим, так и к очень дешевым домам; как к строительству своими руками, так и к строительству профессиональными строителями, но при авторской разработке проекта дома будущими хозяевами. Система производства домов, при которой достигается максимальное соответствие жилища и его обитателей, включает следующие положения: новое понимание профессии архитектора, строительное производство, коллективный проект общей территории, планировку индивидуальных домов, организацию процесса строительства, контроль расходов, ритмичность и человечность процесса.

Архитектор-строитель объединяет в себе функции архитектора и прораба, он отвечает за все детали проекта, за то, чтобы само проектирование было в руках семьи, и за конструкции в процессе строительства, т. е. это современный вариант традиционного мастера.

Стандартизация строительства сделала возможным разделение профессий архитектора («главного строителя» в переводе с греческого языка) и строителя, прораба и конструктора. Разделение функций позволило поставить строительство на конвейер, но дома при этом потеряли индивидуальность и персональную связь со своими владельцами.

Архитектор-строитель выступает в роли ежедневного консультанта, руководителя и участника строительства, его обязанности включают широкий круг вопросов:
• планирование, т. е. собственно расположение на местности и составление перспективного плана работ, подбор участников строительства;
• функциональное зонирование территории и отвод земли;
• распределение участков и их взаимоувязка;
• разработка конструкций и технологии их изготовления;
• разработка и испытание материалов, основанных на местной сырьевой базе;
• изготовление и закупка сборных частей и конструкций;
• соблюдение основных стандартов и требований, предусмотренных строительным законодательством;
• контроль за качеством строительных работ;
• сметная документация и контроль за расходом денег;
• согласование займов и кредитов в банке.

Все эти и другие вопросы решались непосредственно на строительной площадке в присутствии всех участников строительства.

Проблема заключается в том, чтобы у архитектора было намного больше полномочий, чем он обладает сегодня, но в пределах только небольших объектов (для того, чтобы не было анархии).

Строительный двор, на котором размещаются оборудование, механизмы, материалы, контора, становится частью кооператива и центром поселка. Во время строительства там отрабатываются приемы и конструкции, собираются люди, после строительства эти территории становятся общественной зоной поселка.

Строительный двор выполняет следующие функции:
• главная база архитекторов-строителей, включающая мастерскую, жилище, контору;
• образец сооружения, построенный по применяемой технологии;
• завод и склад строительных материалов;
• учебный центр для участников строительного процесса, место встреч и собраний;
• архив записей по строительству и расходов;
• общественный центр поселка во время строительства, место проведения вечеров, праздников, послеобеденного отдыха;
• центр общения не только для членов семей, но и для соседей, которые, приходя сюда, например к общему колодцу, знакомятся с новоселами заранее;
• площадка для детей, детский сад, танцевальная площадка и общественный центр коллектива после завершения строительства.

Двор является местом проведения и испытания новых строительных материалов, полученных из дешевых легкодоступных компонентов: глинобетонных блоков, отслуживших свой срок, и выкинутой проволоки, тросов (их используют для армирования бетона), сушки мха и пакли, подбора глины и песка, складирования изготовленных блоков.

Совместная планировка общей территории производится всеми вместе и до того, как распределены индивидуальные участки. Первоначально надо определиться, зачем вообще нужна эта общая территория (для этого следует ознакомиться с существующей практикой освоения и использования «нейтральной» территории в других поселках).

Совместная деятельность проходит следующие этапы:
• выбор места для жилого комплекса в пределах отведенной территории;
• формирование коллектива семей, желающих построить жилище на новых условиях;
• утверждение основных принципов застройки (для этого необходимо ознакомиться с существующей практикой, специальной литературой, сформировать общую идеологическую платформу) или выбор архитектурных прототипов;
• распределение территории, исходя из того, что необходимо каждой семье, например: 30 м2 для автостоянки, 60 м2 для застройки дома, 90 м2 для сада и т. д.;
• размещение индивидуальных участков не жребием, а исходя из конкретных особенностей места и семьи; кроме того, необходимо разместить пункт для обмена газовых баллонов, мастерских для обработки пиломатериалов и работы с металлом, пункт сбора и утилизации бытовых отходов, спортивную площадку и другие места коллективного пользования;
• разбивка участков на местности при помощи вешек, столбиков, в ходе которой уточнялись бы размеры и конфигурации общей территории и границы участков;
• размещение индивидуальных домов на собственных участках таким образом, чтобы поддержать композицию общественной зоны (это очень важный и один из самых трудных этапов, от которого зависит успешная реализация всего проекта в целом);
• благоустройство, озеленение и архитектурные детали общественной зоны, утверждение эскизного рисунка генерального плана жилого комплекса.

Планировка индивидуальных домов осуществляется самими семьями. Это не означает, что все члены семьи должны работать на строительстве, но дает право каждой семье контролировать свое ближайшее окружение. Для того чтобы самостоятельно справиться с этой задачей, необходимо усвоить ряд правил, прототипов и иметь возможность проконсультироваться у специалиста.

Планировка каждого дома решается в такой последовательности:
• разбивка периметра постройки (с учетом средней стоимости 1 м2 общей площади дома);
• разбивка комнат и других помещений;
• расположение оконных и дверных проемов;
• разбивка внутренних двориков и палисадников;
• определение Основного объема здания, высот помещений;
• устройство подъездов и подходов;
• зонирование помещений внутри дома;
• оптимизация внутренних помещений с учетом требований уюта;
• уточнение конструкций, расположения колонн и сводов;
• окончательный выбор места окон и дверей.

После этого разбивку дома можно считать законченной и пора приниматься за возведение основных конструкций.

Процесс строительства подразделяется на ряд общих строительных операций, соответствующих следующим четырем критериям:
• размеры элементов и частей здания должны быть не унифицированными, а соответствующими конкретному месту и условиям;
• серия операций непосредственно создает сооружение на основе приблизительной разбивки на местности, а не является техническим актом реализации чертежей в натуре;
• строительный процесс должен позволять изменения и неточности в ходе строительства, сложную геометрию помещений, необходимую по требованиям удобства и уюта;
• каждая операция должна быть завершенной, нацеленной и решающей определенную задачу так, чтобы по ее завершению происходило психологическое удовлетворение от сделанного.

Технология строительства описана в следующей книге «Построй свой дом».

Контроль расходов легко осуществить, если все дома одинаковые, но если они все разные, то сама смета может оказаться очень дорогой.

Чтобы справиться с расчетом самостоятельно, предлагаются следующие правила:
• каждую операцию строительного цикла измеряют в наиболее простых единицах: фундаменты в м3, устройство пола — в м2 и т. п.;
• вычисляют усредненное количество строительных операций (в разработанных единицах измерений), необходимых для всех домов данного типа, и составляется приблизительная зависимость между площадью дома и количеством строительных операций (сколько метров фундаментов понадобится соорудить на 1 м2 общей площади в домах этой серии);
• рассчитывают количество строительных материалов, необходимых для каждой строительной операции (настилка полов, устройство стен и т. п.);
• определяют количество труда, необходимое на каждую операцию и в пересчете на 1 м2 площади дома.

Цена 1 м2 общей площади служит основным показателем при определении приблизительной стоимости дома еще до того, как он построен и известны только его габариты.

Ритм строительства подразумевает не механический процесс, а человеческую деятельность, одухотворенную общей целью, эмоциями, настроением, так что производство домов становится творческим актом. Для возникновения этого неповторимого чувства совместной деятельности необходим ряд условий:
• часть времени все участники работают вместе;
• каждая семья хотя бы немного участвует в физическом труде своими руками;
• каждый день до конца решается какая-либо задача или строительная операция;
• люди помогают друг другу в самых утомительных работах;
• окончание каждой операции оценивается как этап строительства.

В этом процессе наибольшие трудности связаны: с отводом участка и согласованием проекта с местными органами власти; с противостоянием неизбежной критике и сомнениям окружающих; с неоднозначным пониманием важности общих требований к дому (описанных в данной книге) всеми участниками проекта. Новые приемы и методы часто вызывают раздражение и непонимание тогда, когда требуется помощь и поддержка.

Творческий поиск при проектировании дома (эскизирование)

Этап творческого поиска — центральное звено процесса архитектурного проектирования. Поиск идеи и замысла проектного решения основывается прежде всего на информации, полученной в ходе разработки программы-задания и отбора исходных идей (см. § 5.1 и 5.2).

Рис. 5.17. Проект четырехкомнатного дома. Конкурсное предложение архит. Д. Шенкер. Киев, 1987 г.

Рис. 5.17. Проект четырехкомнатного дома. Конкурсное предложение архит. Д. Шенкер. Киев, 1987 г.

Творческие процессы не всегда подчиняются общей схеме и основаны на индивидуальных способностях, образовании, остроты мышления, владении средствами выражения идеи. В качестве исходной методики поиска проектного решения предлагается подведение итогов и фиксация результатов трех стадий: наброски (клаузура), эскиза-идеи, эскизных вариантов.

Клаузура — вид проектной деятельности, предназначенный для кратковременной концентрации творческой энергии, выявлении своего отношения к теме, определения в общих чертах архитектурного и композиционного замысла. Цель этой фазы — получить первичное образное представление об объекте.

Клаузурный набросок должен содержать лишь то, что необходимо для раскрытия идеи: изображение должно быть обобщенным и выразительным. В состав клаузуры входят рисунки плана, разреза, фасада, однако основное место может получить перспективный рисунок или одна какая-либо проекция, наиболее ясно раскрывающая концепцию или образную характеристику сооружения в окружающей среде. Исполнительная манера должна соответствовать жанру темы (рис. 5.18).

В зависимости от истоков замысла на листе фиксируются прежде всего бесспорные, обязательные к исполнению элементы проекта:
• конструкции (если точно известен материал строительства);
• функционально-планировочная схема (если есть определенность в образе жизни будущих жильцов и техническом оснащении дома);
• структура социальных пространств (если можно предвидеть индивидуальные и групповые предпочтения каждого члена семьи, степень социальной открытости дома);
• внешний вид здания (если сложились определенные представления о форме сооружения, рисунке фасадов и деталей);
• расположение здания на участке (если существуют индивидуальные особенности рельефа, конкретные деревья, соседние объекты, специфика микроклимата и предпочтения в ориентации здания);
• капитальные стены существующей постройки (если речь идет о реконструкции);
• технологическая схема использования солнечной энергии, теплицы, отопления с вытекающими из этого ограничениями для каждого сооружения.

Клаузура должна быть выполнена быстро, но в графике, понятной другим людям. Рисунки следует снабдить пояснительными подписями.

Эскиз-идея — это фаза, на которой сочетаются исследовательский и собственно творческий процесс; на основе критической оценки собственных предложений, зафиксированных в клаузуре, формируются предложения по дальнейшему развитию темы. Цель фазы — ограничить область поиска и перевести проектирование в проблемную ситуацию.
Проблемы возникают при столкновении первичной идеи с остальными компонентами программы-задания. Уяснение проблемы ограничивает сферу поисков, при этом внимание становится направленным, а поиск — избирательным. Эскиз-идея выполняется в графических набросках и рабочих макетах, которые подвергаются логическому анализу.
При поиске эскиза-идеи применяют метод случайного перебора вариантов поиска компромиссов, неизбежных при столкновении первоначального замысла с другими условиями. Однако это не означает системный перебор требований программы-задания, так как подобная операция может привести к потере творческого вдохновения и путанице в мелочах. Ключевыми факторами при разработке эскиз-идеи служат исходные данные для проектирования (см. § 5.1).

Рис. 5.18. Проект одноэтажного жилого дома-общей площадью 88 м2. Конкурсное предложение архит. Р. Азазян. Ереван.

Рис. 5.18. Проект одноэтажного жилого дома-общей площадью 88 м2. Конкурсное предложение архит. Р. Азазян. Ереван.

Разбор клаузуры можно проводить самостоятельно или вынести ее на благожелательное обсуждение, при этом ставятся вопросы и сразу же ищутся возможные ответы:
• как разместить здание на участке?
• какие материалы можно использовать для стен, перекрытий, кровли?
• как решаются отопление и вентиляция?
• как обеспечить комфортные условия для всех членов семьи?
• что будет с домом через 10..20 лет, нужно ли подумать о будущих пристройках?
• откуда будет восприниматься дом и где устроить главный фасад?
• нравится ли образ дома, цвет, пропорции, масштаб, соотношение частей, величина окон, орнамент, другие украшения?
• какие экономические ограничения следует принять во внимание?
• на какие этапы можно разбить строительство дома?

Завершение эскиза происходит путем разработки серии вариантов, из которых каждый последующий является модификацией предыдущего. Уточнения и изменения ведутся в рамках выбранной принципиальной схемы. Цель фазы — добиться совместимости всех учитываемых требований и гармонии с окружающей средой.

Доработка эскиза — сложный творческий процесс развития рабочей гипотезы, выраженной в эскиз-идее; ведется в масштабах эскиза «наложением кальки на кальку». На этой стадии одно предложение сменяется другим, возникают новые образы и ассоциации на основе повторного анализа исходных данных и освоения информации, связанной с выбранной проблемой.

В процессе эскизирования новые идеи формируются путем оценки ситуации и состояния объекта, маловероятные решения отбрасываются, отдельные элементы и предложения исключаются, другие входят в новый эскиз, происходит постепенное уточнение замысла.

Возникает центральное представление о решении задачи.

Для того чтобы убедиться в том, что ваше решение единственно правильное, предлагается проделать и оценить следующие манипуляции:
• попробовать переставить и перегруппировать комнаты;
• изменить место входа в дом;
• поменять ориентацию дома относительно солнца;
• изменить высоту помещений и пропорции фасада, форму и вынос крыши;
• увеличить размеры или количество оконных проемов, выделить главное окно, эркер;
• максимально использовать пространство лестницы и промежуточные площадки;
• представить (и нарисовать), как будет выглядеть ваш дом ночью (проверка силуэта здания);
• попробовать изобразить планировочное решение в очень маленьком масштабе (на спичечном коробке) для проверки ясности его структуры.

Этап творческой разработки — длительная стадия собственно проектирования — начинается с анализа, развития и углубления эскизного предложения. В эскизе много неопределенного, и уже один переход на укрупненный масштаб требует детализации, уточнения и привлечения дополнительной научной и технической информации. Планы этажей, фасад, разрез изображаются в масштабе 1:100 или 1:50, при этом уточняются толщина стен, размеры оконных и дверных проемов.

1. Планы здания вычерчиваются на основе модульной сетки координационных осей. Расстояние между осями должно быть кратно 60 см, что даст возможность использовать индустриальные конструкции. Затем тонкими линиями указывается толщина наружных и внутренних стен, которая будет различной в зависимости от материала и требований теплоизоляции. Для первого приближения наружные каменные стены принимают толщиной 50 см, а внутренние — 40 см. Осевые линии внутренних несущих стен должны совпадать с линией модульной координационной сетки. Наружные стены привязываются к координационным осям со смещением: 20 см во внутрь и 30 см наружу от оси. Перегородки и ненесущие стены нет необходимости привязывать к модульной сетке. Толщина перегородок зависит от материала. На этом этапе проектирования толщину перегородок можно принять 10.. 15 см. Наружные двери должны открываться на улицу, а двери внутри помещений не должны задевать друг друга при открывании. Лестница показывается в виде ступеней шириной 30 см для крыльца и 20 см для внутренней лестницы на второй этаж. Ширина внутренней лестницы 90 см. Ширина дверей не менее 70 см для подсобных помещений и 80.. 100 см для комнат (рис. 5.19).

Рис. 5.19. Модульное построение плана и разрез здания. Конкурсное предложение архитекторов А. Шаповаловой, Н. Бабий, А. Калиниченко, И. Снегуровского. Киев. 1987 г.: 1 - стеклопрофилит; 2 черепица; 3 — мостик обслуживания; 4 — гелиоприемники; 5 остекление оранжереи.

Рис. 5.19. Модульное построение плана и разрез здания. Конкурсное предложение архитекторов А. Шаповаловой, Н. Бабий, А. Калиниченко, И. Снегуровского. Киев. 1987 г.: 1 — стеклопрофилит; 2 черепица; 3 — мостик обслуживания; 4 — гелиоприемники; 5 остекление оранжереи.

Для того чтобы проверить удобство комнат, на планах размещают функциональные группы мебели и оборудование в принятом масштабе.

2. Разрез здания вычерчивают, начиная с осевых линий стен и опор. Плоскость разреза должна быть расположена так, чтобы создавалось полное представление о конструктивной схеме и характерных частях здания: через вход, лестницу, главную комнату, летние помещения, через окна и двери (а не через простенки). Прежде всего устанавливают уровень пола первого этажа, который должен быть выше уровня земли не менее чем на 15 см (отклонение от этого требования связано с устройством дополнительной гидроизоляции), глубину заложения фундамента (для каменных зданий с подвалом — не выше уровня промерзания грунта), высоту отмостки. Назначают высоту помещений первого этажа и толщину междуэтажного перекрытия. Плоское перекрытие из дерева или бетона с устройством пола будет толщиной 20..30 см. Высота второго или мансардного этажа часто определяется характером кровли. Толщина плоской кровли из железобетона со слоем утеплителя 30..50 см, толщина чердачного перекрытия около 25 см, стропильные конструкции из бруса или досок будут толщиной около 20 см.

3. Фасад здания вычерчивают на основе планов и разреза, однако в процессе проектирования все три проекции постоянно уточняются, разработка ведется методом уступок и приближений.
Необходимо предусмотреть все связи дома с внешней средой, упорядочить расположение окон и дверей, увязать взаимодействие внутренней и внешней структур здания, обеспечить комфортные условия светового режима, благоприятную видимость, внешний вид (рис. 5.20).

Для улучшения наглядности эскиза фасад рекомендуется покрасить или отмыть. При изображении фасада необходимо сначала выделить основные отношения светлого и темного, дальнего и ближнего планов. Плоскости стен, расположенных дальше от зрителя, показывают более темными; детали переднего плана — самыми яркими; падающие тени показываются темнее, чем собственные, узкие тени — интенсивнее широких.

Рис. 5.20. Фасад и план подвала жилого дома. См. рис. 5.15.

Рис. 5.20. Фасад и план подвала жилого дома. См. рис. 5.15.

На стадии эскиза все чертежи должны быть снабжены цепочками наружных и внутренних размеров, подсчитаны площади помещений; на разрезе нанесены размеры и отметки. Чертежи сопровождаются экспликациями состава помещений и необходимыми подписями (рис. 5.21).

Грамотно выполненный эскиз является основанием для выполнения рабочих чертежей в проектной организации или основанием для договора со строителями. Следующей стадией персональной разработки проекта является объемное моделирование.

 Эскизный проект рубленого усадебного дома-комплекса для северных районов: 1 — крыльцо; 2 — тамбур; 3 — прихожая; 4 — общая комната; 5 — кухня; 6—веранда; 7 — спальни; 8 —кладовая ; 9 — помещение для скота и птицы; 10, 11 — помещение для инвентаря

Эскизный проект рубленого усадебного дома-комплекса для северных районов: 1 — крыльцо; 2 — тамбур; 3 — прихожая; 4 — общая комната; 5 — кухня; 6—веранда; 7 — спальни; 8 —кладовая ; 9 — помещение для скота и птицы; 10, 11 — помещение для инвентаря

Растущий дом — расширение дома

Строительство больших домов с многокомнатными квартирами не всегда доступно застройщику по финансовым соображениям. Да и сама потребность в большой квартире может появиться позднее, в процессе развития семьи.

И дачный дом не каждый хозяин сможет построить сразу в полном соответствии со своим замыслом. Поэтому необходимы проекты «растущих» домов, системы доборных элементов и дополнительных работ, позволяющих разделить по времени трудовые и финансовые затраты. При разработке проектов «растущих» домов следует учитывать возможность их последующего расширения путем дооборудования резервных помещений или путем пристройки к дому дополнительных комнат.

«Растущие» жилые дома для постоянного проживания можно разделить на два типа:
• первый тип — жилой дом, рассчитанный на одну семью, с учетом расширения состава и увеличения степени комфорта;
• второй тип — жилой дом с выделением второй квартиры в случае образования новой семьи.

Первый тип предусматривает развитие дома как по горизонтали (пристройка), так и по вертикали (мансарда, второй этаж).

 

Дом только с крыльцом

Дом только с крыльцом

Дом с мансардой, верандой, холодной кладовой при входе

Дом с мансардой, верандой, холодной кладовой при входе

Дом с мансардой, верандой, сенями, хозпостройкой, в цоколе — гараж, баня, кладовые Варианты блокировки «растущего» 2-комнатного дома с пристройками. Проектная разработка для Московской области. Арх. Я. Дорогин. КБ редакции «Архитектура»

Дом с мансардой, верандой, сенями, хозпостройкой, в цоколе — гараж, баня, кладовые 

Варианты блокировки «растущего» 2-комнатного дома с пристройками. Проектная разработка для Московской области. Арх. Я. Дорогин. КБ редакции «Архитектура».

Дом без пристроек

Дом без пристроек

Дом с пристройкой веранды

Дом с пристройкой веранды

Дом с пристройкой веранды и гаража

Дом с пристройкой веранды и гаража

Предложения фирмы «Штрайф» (Германия)

Сборный «растущий» дом. Арх. Е. Мокжиньский (Польша)

Сборный «растущий» дом. Арх. Е. Мокжиньский (Польша)

Запланировано расширение одноэтажного дома. На первом этапе — большая общая комната (откидные кровати), кухонный отсек, шкафно-умывальная ниша. Площадь составляет 26 м2. На втором этапе — пристройка спален и санузла, общая комната получает камин и крытую террасу. Площадь составляет 38 м2.

Пристройки к дому дополнительных помещений возможны при соблюдении следующих условий:
• расширение жилого дома не противоречит предельно допустимым расстояниям до соседних строений или участков;
• наличие свободной территории участка для застройки.

При расширении домов по горизонтали конструкции пристраиваемых частей должны обеспечивать возможность независимой осадки частей зданий относительно друг друга.

Для переоборудования чердачного пространства нужно предусмотреть следующее:
• отдельное помещение или свободное место на первом этаже для установки внут-риквартирной лестницы;
• чердачное перекрытие, решенное как междуэтажное, с расчетом увеличенных нагрузок от пола 2 этажа, людей, мебели;
• чердачное пространство, свободное от подкосов, подпорок и других элементов стропильной конструкции.

Второй тип «растущего» дома отличается выделением второй квартиры на имеющихся площадях с устройством второго санитарно-кухонного узла.

Для совместно-раздельного проживания двух семей возможна организация общей передней.

Внутри дома раздвижные двери и перегородки позволяют более рационально использовать жилую площадь в соответствии с меняющимися потребностями, отказаться от стационарных перегородок, организовать пространство квартиры более комфортабельно, с учетом желания членов семьи.

При наличии раздвижных перегородок между общей комнатой и кухней, общей комнатой и спальней родителей можно более гибко использовать площадь комнат, создавать качественно новую удобную планировку.

Для «растущих» дачных домов, особенно небольшой величины, существует множество приемов. Это осуществляемое со временем комбинирование малого отапливаемого помещения с разными «доборными» элементами, существенно изменяющими его потребительские качества: пристройка более просторного крыльца-галереи, или застекленной веранды, или хозблока, или зимнего сада, а может — и нескольких элементов сразу. Это обустройство мансарды разной величины. Наконец, возможно утепление дома изнутри по степени потребности в приездах на дачу зимой. Можно использовать распространенный в скандинавском домостроении прием возведения дома из сравнительно недорогого тонкомерного лесоматериала с обшивкой и дополнительным утеплением его изнутри в последующем времени.

Проектная разработка арх. И. Павловой. КБ редакции «Архитектура»

Проектная разработка арх. И. Павловой. КБ редакции «Архитектура»

Примеры «роста» дома за счет присоединения к отапливаемому объему разных доборных элементов: крыльца-галереи, веранды, мансарды, лоджий и хозблока 1. Минимальный отапливаемый домик. 2. Домик с галереей-крыльцом. 3. Домик с верандой. 4. Домик с мансардой и верандой. 5. Домик с мансардой, галереей-крыльцом и лоджией наверху. 6. Домик с увеличенной мансардой и пристроенным хозблоком.

Арх. М. Гурари. КБ редакции «Архитектура» Блок-элементы для пристройки к «растущему» дому: 1. Баня, блокируется к дому через сени-тамбур; 2. Гараж, блокируется через крыльцо; 3. Беседка

Арх. М. Гурари. КБ редакции «Архитектура»
Блок-элементы для пристройки к «растущему» дому:

1. Баня, блокируется к дому через сени-тамбур; 2. Гараж, блокируется через крыльцо; 3. Беседка

Садовый домик из деревянных панелей с мансардой, теплицей и солярием. арх. Г. Львовский. КБ редакции «Архитектура»

Садовый домик из деревянных панелей с мансардой, теплицей и солярием. арх. Г. Львовский. КБ редакции «Архитектура»

Площадь дома 36,5 м2, веранды и теплицы — 22,6 м2. К типовому домику прибавлены теплица, настил пола над крышей и наружная лестница под навесом.

Дополнительное утепление стены из трехслойных клееных брусьев. Фирма ЕЛК (Финляндия)

Дополнительное утепление стены из трехслойных клееных брусьев. Фирма ЕЛК (Финляндия)

Конструкция стен с использованием цельной древесины (бревен оцилиндрованных бревен, строганого бруса)

Конструкция стен с использованием цельной древесины (бревен оцилиндрованных бревен, строганого бруса)

При необходимости устраивается дополнительное утепление изнутри с обшивкой строгаными досками. Фирма «Макрон» (Финляндия).

Частный дом

Частный дом архитектора К. С. Мельникова (1890—1974), построенный в стиле конструктивизма в 1929 г. в Москве, до сих пор воспринимается ультрасовременным. Небольшой дом, составленный из двух цилиндров, несколько врезанных друг в друга, включает мастерскую и жилые помещения. Южный фасад, подставивший солнцу высокий витраж остекления, имеет два этажа, в северном цилиндре на третьем этаже расположена мастерская. Этажи южного и северного объемов расположены в разных уровнях так, что каждый марш винтовой лестницы выходит на один из уровней, а перекрытия второго и третьего этажей продолжаются в виде балконов в смежные помещения. Множество окон в виде вертикально вытянутого шестиугольника обеспечивают достаточным количеством света в любое время дня, так как расположены по кругу (рис. 5.8).

Рис. 5.9. Проект жилого дома для сухого и жаркого климата. Архитекторы А. Махкамов, Р. Махкамов. Конкурсный проект. Ташкент, 1987 г.

Рис. 5.9. Проект жилого дома для сухого и жаркого климата. Архитекторы А. Махкамов, Р. Махкамов. Конкурсный проект. Ташкент, 1987 г.

Свой дом для сухого и жаркого климата. (конкурсное предложение архитекторов А. А. Махкамова.и Р. А. Махкамова, 1987 г.) — одноэтажный, но состоит из двух объемов, связанных проходным помещением, которое выполняет роль прихожей, передней, прохода во внутренний дворик. В большом объеме расположены кухня, комнаты для детей или молодой семьи, или пожилых членов семьи, санитарные узлы раздельного типа. Во втором полуизолированном объеме происходит жизнь взрослых хозяев дома. Там находится большая гостиная и спальня родителей. Согласно существующей традиции дом стоит на участке, окруженном высоким забором из естественного камня, и вся затененная перголами и деревьями территория становится продолжением дома, его «летними помещениями» (рис. 5.9).

Деревянный дом для севера. (Финская фирма Хонка Ракеннен, 1989 г.) представляет конструкцию из рубленых бревен с открытой террасой под крышей. Лестница крыльца ведет на террасу, оттуда в тамбур с дверью в туалет. Прихожая, кухня и общая комната решены в общем пространстве, но каждая функциональная зона имеет свою нишу или альков. При тех же внешних габаритах дом может включать вторую спальню или сауну с отдельным выходом на террасу (рис. 5.10).

Мансардный пятикомнатный домик. (типовой проект № 144-12-208-86, разработанный в институте ЦНИИЭПГраждан-сельстрой в 1986 г.). Главный вход в дом расположен по центру, ведет в прихожую-холл с лестницей на мансардный этаж. Прихожая связана с общей комнатой квадратного плана с выходом на веранду. Несущая внутренняя стена отделяет зону прихожей и общей комнаты от помещений кухни, туалета, небольшой спальни, расположенной в достаточно изолированном от шума углу здания.
Мансардный этаж включает три спальные комнаты, санитарный узел и лоджию, дверь которой выходит в холл второго этажа (рис. 5.11).

Дом с гаражом. Конкурсный проект (архит. С. А. Луцкий, 1987 г.). Сельский усадебный жилой дом с гаражом предназначен для строительства во II климатической зоне. Дом имеет четкое функциональное зонирование: в одной части размещаются прихожая, общая комната, кухня, в другой — кабинет и спальные комнаты. В подвале находятся кладовая, гараж и мастерская. Несущие стены выполнены из монолитного бетона, но возможно использование и других строительных материалов. Ценными качествами планировки являются кольцевые проходы через кухню и холл, возможность прохода из передней сразу в спальную зону, минуя общую комнату. Отопление дома предусматривается местное (рис. 5.12).

Рис. 5.10. Дачные домики (фирма Хонка Ракеннен, Финляндия): а — летний домик с сауной общей площадью 41,5 м2; б — дачный домик общей площадью 25 м2 с сауной; г — дачный домик общей площадью 28,5 м2 с террасой 1,2, 5 м2

Рис. 5.10. Дачные домики (фирма Хонка Ракеннен, Финляндия): а — летний домик с сауной общей площадью 41,5 м2; б — дачный домик общей площадью 25 м2 с сауной; г — дачный домик общей площадью 28,5 м2 с террасой 1,2, 5 м2

Метод ассоциации предусматривает не копирование одного из вариантов, а использование наиболее приглянувшейся формы для собственных поисков, при этом в ходе эскизирования можно совершенно отойти от — исходных прототипов.
Метод преобразования основывается на постепенном улучшении исходного объемно-планировочного решения в соответствии с собственными представлениями об идеальном доме. В ходе проектирования мы как бы ведем диалог сами с собой, ставим перед собой вопросы и отвечаем на них.

Рис. 5.11. Мансардный пятикомнатный дом. Типовой проект 144-12-208-86 ЦНИИПГраждансельстроя

Рис. 5.11. Мансардный пятикомнатный дом. Типовой проект 144-12-208-86 ЦНИИПГраждансельстроя


Что нас не устраивает?

• здание трудно разместить на сложном рельефе;
• нет возможности достать запланированные строительные материалы;
• необходимо использовать местный строительный материал, что изменяет конструктивную схему здания, толщину стен;
• необходимо изменить состав помещений, прибавить или переоборудовать комнаты;
• требуется изменить связанность комнат с учетом конкретных бытовых условий;
• требуется изменить внешний вид дома, подчеркнуть его индивидуальность.


Как улучшить положение?

Для того чтобы улучшить базовый вариант, следует внести возможные исправления:
• использовать высокий цоколь, образовавшийся из-за перепада рельефа участка, для размещения мастерской или гаража;
• проследить изменения в конструкции, связанные с использованием других строительных материалов;
• предусмотреть возможность пристроек к основному корпусу или так устроить летние помещения, что при необходимости их можно использовать как жилые;
• использовать помещение под крышей;
• перестроить планировочную структуру дома и его внешний вид за счет другого расположения внутренней лестницы;
• устройство парадного крыльца;
• пристройка новых летних помещений;
• устройство внутреннего дворика и палисадника.

Рис. 5.12. Проект одноэтажного четырехкомнатного жилого дома из монолитного железобетона. Архит. С. Слуцкий. 1987 г.

Рис. 5.12. Проект одноэтажного четырехкомнатного жилого дома из монолитного железобетона. Архит. С. Слуцкий. 1987 г.

Рис. 5.13. Поиск архитектурного решения, исходя из конструктивных материалов: 1 — общая комната; 2 — спальные комнаты; 3 — кухня

Рис. 5.13. Поиск архитектурного решения, исходя из конструктивных материалов: 1 — общая комната; 2 — спальные комнаты; 3 — кухня

Из бревен складывается венец, из венцов — сруб. Полученный план можно разделить дополнительными стенами и перегородками и приспособить для различного использования Метод преобразований заключается в сравнении базового варианта с основными положениями программы-задания, анализе недостатков и поиске компромиссных решений.

Метод приоритетных требований заключается в том, что после составления программы-задания мы выделяем в ней ключевую проблему: надежности, удобства, уюта или содержательности в соответствии со своими желаниями и экономическими возможностями.

Чем выше уровень требований, тем дороже строительство.

В ходе проектирования всегда приходится искать компромисс между ПОЛЬЗОЙ. ПРОЧНОСТЬЮ и КРАСОТОЙ исходя из фактических возможностей и ресурсов.

Приоритет надежности предполагает поиск объемно-планировочного решения исходя из конструктивных свойств имеющихся строительных материалов тектонических конструкций (см. § 1.1, 1.2, 4.5). Построив предварительную пространственную коробку, ее «начиняют» необходимыми помещениями (рис. 5.13).

Приоритет удобства связан с разработкой оптимальной функциональной схемы жилого дома. Для этого на листе бумаги строится структурная модель связанности различных помещений между собой. Далее на этой схеме (графе связанности) «проигрывают» ежедневные бытовые процессы, в результате чего оказывается, что некоторые помещения посещаются постоянно (между ними на рисунке «жирные» линии), а некоторые — эпизодически (одинарные линии); главные помещения собираются в «функциональные группы», а остальные обеспечивают связь между ними. Оптимизация функциональной структуры здания предполагает пространственное сближение элементов, соединенных «жирными» связями, группировка «функциональных групп» в отдельные объемы, деление всего здания на блоки с ярко выраженным назначением: жилые помещения; холлы и лестницы, общественная и спальная зоны. Получив оптимальную пространственную схему, ищут возможность «одеть» ее в конструкции (см. гл. 2) (рис. 5.14, 5.15).

Рис. 5.14. Функциональное зонирование загородной жилой ячейки. Сплошной линией показаны обязательные связи между помещениями, пунктирной — желательные

Рис. 5.14. Функциональное зонирование загородной жилой ячейки. Сплошной линией показаны обязательные связи между помещениями, пунктирной — желательные

Рис. 5.15. Поиск архитектурного решения исходя из функционально-планировочной схемы: 1 — общая комната; 2 — кухня; 3 — спальня; 4 — детская комната; 5 — холл; 6 — прихожая; 7 — санитарный узел

Рис. 5.15. Поиск архитектурного решения исходя из функционально-планировочной схемы: 1 — общая комната; 2 — кухня; 3 — спальня; 4 — детская комната; 5 — холл; 6 — прихожая; 7 — санитарный узел

Приоритет уюта связан с «вживанием» в будущий дом, как будто бы он уже есть законченная постройка. Мысленно передвигаясь по комнатам, располагаясь у окна, вдыхая запахи кухни, мы мысленно составляем себе представление о том, что нам хотелось бы иметь в своем жилище, а чего лучше избежать (см. гл. 3).
Собрав все прототипы, которые нам следует использовать при проекте, уточняется функциональная схема и подбираются конструкции (рис. 5.16).

Рис. 5.16. Поиск архитектурного решения на основе социально-пространственного моделирования: 1 — ядро микропространства; 2 — периферия; 3 — граница социального микропространства

Рис. 5.16. Поиск архитектурного решения на основе социально-пространственного моделирования: 1 — ядро микропространства; 2 — периферия; 3 — граница социального микропространства

Из отдельных помещений складывается функциональная модель и далее функционально-планировочная схема жилой ячейки. На основе функционально-планировочной схемы разрабатываются планировочные решения жилого дома. Приоритет формы означает первостепенное внимание к пластике решения задания. Поиск решения начинается со скульптурной модели будущей постройки. Форму стен, вынос крыши, рисунок окон ищут в нерасчлененном объеме. Найденное пластическое решение является основой для осмысления с точки зрения пользы и прочности (см. гл. 4) (рис. 5.17).

Приоритет окружающей среды заключается в поиске решения, направленного на сохранение природного окружения (или преодоления вредных факторов), максимального использования ценных качеств ландшафта, микроклимата, существующего антуража.

Проект может предусматривать использование подземного пространства с сохранением растительности и грунта, создание наклонных поверхностей солнечных коллекторов, подъем здания над уровнем земли на опорах или другие технические решения, вытекающие из специфической постановки задачи.

Каждая социальная группа и каждый человек в отдельности обладают вокруг себя социальным пространством. Величина группы и тип поведения людей определяют размеры, границы, ориентацию социального пространства. На основе моделирования составляется схема разреза жилого дома, в которой социальные пространства показаны цветом.

Приоритет существующих построек заключается в том, что на участке уже есть здания и сооружения, которые необходимо сохранить и использовать. Модернизация и реконструкция сопряжены с большим количеством ограничений, но такой подход способствует сохранению культурной ценности дома как места проживания нескольких поколений.